Наверх
Блоги
05/04/2017

Киевская Русь и русские княжества в XII-XIII вв

По форме эти записи очень лаконичны: Убиен бысть от Болгар Осколдов сын. Следует сказать, что сумма записей IX в. Даты событий в русских летописях поставлены от такого мифического библийского зпизода, как "сотворения мира" богом.

рыбаков история княжеств

По одним расчетам это происходило за лет до другой, тоже мифической но принятой в настоящее времяточки отсчета - "рождения Христова". По другим расчетам интервал между этими точками равнялся не годам, а ровно Поэтому при переводе русских летописных и византийских дат на современное летосчисление легко может быть допущена ошибка, если мы не знаем, какая именно эра счисления положена в основу. Привнося необходимые поправки, мы сможем следующим образом представить себе тот универсальный летописный листок, который историки XVI в. Того же лета воеваша Асколд и Дир Полочан и много зла сотвориша г. Възратишася Асколд и Дир от Царяграда в мале дружине и бысть в Киеве плачь велий. Того же лета бысть в Киеве глад велий. Того же лета избиша множества Печенег Осколд и Дир. Того же лета избежаща от Рюрика из Новагорода в Киев много новгородцких мужей Былины Своебразным историческим источником является народно эпическая поэзия Киевской Руси - былины, старины. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов - поэзия есть поэзия. И тем не менее былины вполне историчны. История былин проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. Феодальная письменность отражала преимущественно точку зрения феодального класса и лишь отчасти горожан, былины же Б. Греков справедливо называл народным устным учебником истории. Спустя семь столетий после своего создания, былины знакомили неграмотных русских крестьян архангельского или вологодского Севера с былым блеском Киевской Руси, с пышностью стольного Киева, с его богатырями. Перед слушателями раскрывалось широкое степное раздолье и опасные враги Руси - половцы или татары, от которых богатыри мужественно обороняли свою землю. Былины расширяли исторический кругозор русского крестьянства на несколько столетий. Былинный эпос - устная поэзия, воспевающая сохраняемые в народной памяти героические события или отдельные эпизоды, возведенные в разряд примеров, заслуживающих подражания. Своими корнями героический эпос уходит, вероятно, в тысячелетние глубины родо-племенного, первобытнообщинного строя.

До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности и сохранившихся благодаря определенным историческим условиям русского Севера. Былины создавались и обновлялись вплоть до монголо-татарского нашествия на Русь; тяжелые поражения в битвах с кочевниками и установление иноземного ига не могло способствовать возникновению большого количества новых героических былин, но несомненно поддерживало стремление русского народа сохранить свой старый эпический фонд как память о величие Киевской Руси, о создании своей государственности и общенародной защите родной земли. Былины содействовали поднятию духа и подготавливали к борьбе с татарами; недаром имена печенегов и половцев, реальных врагов Руси эпохи создания былин, пости полностью вытеснены в них именем татар. На протяжении целого тысячелетия народ разрабатывал и бережно хранил эпическую поэзию, служившую своего рода устным учебником родной истории, передаваемых из поколения в поколение. Схема этих сказаний такова: Примерно за лет до прихода Дария на скифов от Зевса и дочери Днепра родился Таргитай, оказавшийся первым человеком в этой земле. У Таргитая было трое сыновей; в их царствование с неба упали золотые реликвии — плуг с ярмом, топор и чаша. Овладеть чудесным золотом удалось только младшему сыну Колаксаю, по имени которого все эти поклонники плуга и ярма назывались сколотами. Имя родоначальника сколотов — Таргитай — связано с древним индоевропейским понятием плодородия и урожая ср. Мифическое время трех сыновей Таргитая, по всей вероятности, — время чернолесской культуры X—VII вв.

рыбаков история княжеств

Трое царей властвовали над четырьмя сколотскими племенами, размещение которых с разной степенью вероятия может быть сопоставлено с четырьмя группами концентрации археологических памятников чернолесской культуры: Младший но главный из сыновей Таргитая — Колаксай разделил царство между тремя своими сыновьями. Мифическое измерение времени поколениями героев-родоначальников не поддается, разумеется, прямому переводу на поколения людей.

Борис Рыбаков - Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. Происхождение Руси и становление ее государственности

Праславянские сколотские исторические мифы, записанные Геродотом, восходят в основном к упомянутым выше чернолесско-киммерийским временам X—VII вв. В этих мифах проводятся две идеи: Мифы о божественных кузнецах-змееборцах, ковачах первого сказочного плуга сохранились, как уже сказано, вплоть до XX в. В архаичном слое восточнославянских богатырских волшебных сказок сохранились отголоски древних мифов, прямо связанных с героями-родоначальниками племен геродотовских записей. В генеалогическом плане представляет интерес обязательный элемент сказок: Археологи еще на рубеже XIX и XX вв. Третьяков правильно определил эти земли как союзы племен.

Шаблон:Книга:Рыбаков Б.А.: Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв./doc

Дальнейшее исследование показало, что каждое такое единство подразделяется на 8—10 локальных вариантов. У западных славян летописным лютичам соответствовал союз из восьми отдельных, названных в источниках племен. Все восточное славянство средневековья представляло собой совокупность примерно — племен, интегрированных в полтора десятка устойчивых племенных союзов. Славянские союзы племен, подробно перечисленные Нестором, были характерны не столько для его времени, сколько для значительно более раннего. Однако археологические материалы, вполне синхронные Нестору, позволили А. Особую важность приобретает определение времени сложения союзов племен. Нестор, описывая древнейшую историю славянства, применяет только имена союзов племен, не обозначая нигде мелких племен, но это не определяет начальной даты сложения союзов. Однако анализ текста Нестора может дать ответ на интересующий нас вопрос. До сих пор не обращалось внимания на то, что имена народов у Нестора делятся в основном на две группы: С этим сходится и терминология западнославянских источников. Главное состоит в том, что при нанесении обеих групп на карту выявляется интереснейшая закономерность: Во внешней зоне встречаются имена племен, образованные по обоим принципам — как топонимическому, так и патронимическому, но патронимические мы находим только во внешней зоне колонизации. Деление племенных названий на исконные и на приобретенные в процессе позднейшей колонизации позволяет связать вопрос о датировке их с определением времени начала колонизации. Славянский мир в первой половине I тысячелетия до н. Незначительное колонизационное движение можно связывать с племенами милоградской культуры праславяне, не входившие, по-видимому, в сколотское объединение — геродотовскими неврами; оно началось в середине VI в. Значительно более заметной славянская колонизация в этом же направлении стала в пору зарубинец — кой культуры, когда под давлением сарматов праславяне-зарубинцы продвинулись далеко на северо-восток, вселившись почти на все пространство междуречья Днепра и Десны радимичи, дреговичи, отчасти кривичи. Примерная дата — рубеж нашей эры. Патронимическая форма названий племенных союзов находит подтверждение в легендах, записанных Нестором: Таким образом, основной процесс широкого расселения праславян падает на время после существования сколотского единства. Следовательно, исконные, топонимические названия племенных союзов и сами союзы, разумеется могут быть датированы первой половиной или серединой I тысячелетия до н. Если археология помогла уточнению границ племенных союзов для времени их отмирания Х-ХП вв. Рассматривая локальные варианты тшинецко-комаровской культуры первичных праславян и сопоставляя их с размещением славянских народов союзов племен у Нестора, мы обнаруживаем целый ряд географических совпадений для основных племенных групп.

Более того, привлекши локальные варианты сколотско-лужицких археологических памятников VI—IV вв. Об этом яснее говорит таблица, в которой археологическим группам разных эпох приданы условно имена из перечня Нестора:. Локальные варианты археологических культур их соответствие по географическому признаку перечню летописи Нестора:. Тшинецко-комаровская культура XV-ХII вв. Устойчивость географических групп на протяжении целого тысячелетия заслуживает внимания. Названия союзов в разное время могли видоизменяться. Главной причиной сплочения отдельных племен в союзы была, очевидно, необходимость отпора воинственным соседям: Но были, надо думать, и внутренние, недостаточно ясные для нас основания для интеграции племен. Подробно описанный Геродотом сколотский союз состоял из четырех племен: Земли этого союза занимали Среднее Поднепровье и соответствовали позднейшим полянам, руси и бужанам.

  • Петербург рыбалка купить
  • Донка на леща фидером
  • Ресурс двухтактного лодочного мотора
  • Крепление поплавка на болонской удочке
  • Это далеко не все праславяне, а лишь юго-восточная часть обширного праславянского мира, к которому следует причислить и соседних со сколотами невров и отдаленные племенные союзы в составе лужицкой культуры у Карпат, по Висле и в междуречье Вислы и Одера вплоть до поморян на южном берегу Балтики. Историческое осмысление обильного археологического материала позволяет привлечь к изучению древнего славянства те исторические письменные источники, которые до сих пор никогда к этой теме не привлекались. Анализ текста Геродота показал, что часть праславян его времени именовалась у греков по мнению историка — ошибочно скифами. История знает множество примеров того, что имя одного народа распространяется на ряд других гунны, татары и др. Так произошло и со скифами, под именем которых выступали одно время славяне, а несколько позднее — готы в Причерноморье. Большой интерес представляет сообщение греческого писателя Эфора — гг. Настоящие скифы-кочевники в этих обзорах не выделялись. Все это вместе взятое позволяет сделать вполне определенный вывод: Скифо-балтская географическая концепция была создана в ту пору, когда днепровские праславяне под именем скифов-пахарей были хорошо известны по хлебной торговле через Ольвию, а висло-одерские праславяне были открыты мореплавателями. Полнокровное развитие сколотского общества в V—III вв. Сарматы двигались с востока, от низовий Дона, и в конце концов достигли Среднего Дуная. Они отрезали лесостепных сколотов от степных скифов-кочевников, ушедших в сердцевину Крыма. В Среднем Подненровье сарматы уничтожили одно из сколотских царств по Тясмину и сильно потеснили северное царство киевская археологическая группазаняв обширное Перепетово Поле на север от р. Только что зародившаяся праславянская государственность Среднего Поднепровья исчезла примерно на четыре столетия, впредь до сложения новой благоприятной конъюнктуры. Очень уж быстро, сразу после нашествия, на Нижнем Днепре возникли крепости и города, которых у кочевых скифов никогда ранее не было кроме Каменского городища, ниже порогов, охранявшего царские некрополи. В пользу переселения на юг говорит наличие зарубинецких материалов в позднескифских городищах. Нашествие новых степных кочевников отразилось в русском, украинском и белорусском фольклоре, записанном этнографами XIX в. Символом степняков по-прежнему является огненный, многоглавый Змей иногда Змей Черноморский.

    Появляется новый тип героя, связанного не с царской, а с крестьянской средой. Хронологической приметой отголосков богатырского эпоса сарматского времени является обилие женских враждебных персонажей: У сарматских племен существовал своего рода аристократический матриархат: Не лишено вероятия, что степная Баба-Яга во главе враждебного конного воинства, столь далекая от традиционного образа избушка на курьих ножках в непроходимых лесных дебряхесть отзвук авангарда сарматских племен — языгов, первыми напавших во II в. Все это связывается в единый комплекс и позволяет видеть в таких сказках отражение героического эпоса, созданного потомками сколотов и невров в пору длительного противостояния сарматским набегам. Праславяне Среднего Поднепровья сарматского времени известны нам по памятникам раннего этапа зарубинецкой культуры, облик которой в известной мере сходен с более ранней и довольно примитивной милоградской культурой невры. Население в лесостепном Среднем Поднепровье поредело, и наблюдается интенсивная колонизация лесной зоны Верхнего Поднепровья: Новые поселенцы занимали древние небольшие городища милоградцев, укрепляли их дополнительными валами и строили свои, тоже небольшие, крепостицы-убежища.

    рыбаков история княжеств

    Севернее зоны милоградской культуры праславяне внедрялись в земли балтийских племен, поклонников бога Криве. Возможно, что именно к этому времени упадка и ухода из лесостепи в лес относится запись Нестора о приходе радимичей и вятичей на Сож и Оку и оценка первобытного уровня жизни этих лесных жителей: Западная половина славянства пшеворская культура не испытывала такого резкого понижения уровня. Показателем упадка изоляции праславян в результате сарматского ига является географическая концепция крупнейшего ученого античного мира — грека Страбона 64 г. Говоря о скифах, он имеет в виду чаще всего саков Средней Азии где он сам путешествовал ; в достоверности сведений Геродота он сомневался, как и в сообщениях Питея. Отголоски скифо-балтийской концепции у Страбона есть весь север Европы — скифы и кельто-скифыно они остались для него неподтвержденными. Географ сам ссылается на то, что верхнее течение рек Восточной Европы недоступно для изучения из-за кочевников-сарматов. Страбон в отличие от Геродота заявляет, что земли и народы между Альбисом Эльбой и Борисфеном Днепром — неведомы. Этот тезис Страбон повторил несколько раз. Молчание Страбона, его неосведомленность о континентальных областях Европы — результат исчезновения праславян из деловой сферы из поля зрения греков на рубеже нашей эры. Только столетие спустя после Страбона появились сведения о славянах под именем венедов. Это несомненно результаты соприкосновения римлян во время германских походов Цезаря с племенами южной Прибалтики. Плиний Младший около 77 г. Тацит в главе о германцах вскользь упоминает венедов как соседей германцев и сарматов. Сведения Плиния относятся к славянской пшеворской культуре, а Тацита — отчасти и к зарубинецкой. Предельная краткость сведений этих двух римских авторов хорошо объясняется отрезанностью тогдашних славян от греко-римского мира в пшеворской области — германцами, а в зарубинецкой — сарматами. Юго-западная граница шла долиной Эльбы, Богемскими горами и Карпатами. Юго-восточная граница шла по краю степи от Карпат к Днепру, переходя и на левый его берег, в бассейне Десны.

    Наименее ясна северо-восточная граница — она терялась в лесах северо-востока. Область, заселенная славянами, занимала около миллиона квадратных километров. В нее целиком входила одна из крупнейших компактных ландшафтных зон Европы — зона широколиственных лесов от Эльбы до Десны. В южной части в эту область входили дубравы и буковые леса, а на юго-востоке — плодородная лесостепь. В почвенном отношении зона широколиственных лесов совпадала с подзолистыми почвами, а лесостепь — с черноземом. Более или менее однородная в климатическом отношении славянская область, во всех своих частях была удобна для земледелия и оседлого скотоводства. Отсутствие заметных географических рубежей внутри области способствовало установлению связей между славянскими племенами и проникновению славян в соседние северо-восточные земли. Под феннами, живущими в плетеных хижинах, не знающими земледелия и охотящимися с костяными стрелами, нужно, очевидно, понимать народы далекого северо-востока Европы. Пев-кины — народ, живущий в то время в дунайских гирлах, входивших в состав Римской империи. Тацит сообщает нам как о внедрении славян в среду финно-угорских охотничьих племен, так и о походах на пограничные римские земли, где находились римские крепости. О местоположении острова Певки, по имени которого названы певкины, Плиний пишет: Счет устьев ведется с юга на север, следовательно, певкины находились внутри омываемого устьями Дуная пространства, и славянам, для того чтобы проникнуть к ним, нужно было преодолеть шесть гирл с болотистыми берегами. Здесь, в Добрудже, были римские города: Диногетия, Трезмис, Новиодунум, Эгисс, Аррубиум, Гальмирис и в конце I в. Походы венедов на эти задунайские области свидетельствуют о достаточной силе и организованности славянских дружин. Составление оригинала этой карты связывают с именем римского географа Кастория, жившего накануне гуннского нашествия. Никаких следов гуннов в Европе на этой карте нет, и поэтому она должна быть датирована временем до г. Нидерле предполагает даже, что оригинал карты должен быть датирован III в. Карта представляет собой длинный, вытянутый в широтном направлении свиток, дающий весь Старый Свет как бы в перспективной проекции, т. Показывая довольно точно мелкие реки и города в известной ему части земли, древний картограф сильно сокращал неизвестные ему области. Так, в интересующем нас Подунавье и Причерноморье географический кругозор Кастория проходил через Карпаты и верховья таких речек, как Когильник Агалинга. Там, где кончались его знания, он провел береговую линию Балтийского моря, которое оказалось, таким образом, на карте примерно на расстоянии — км от Черного моря и Дуная, тогда как на самом деле это расстояние равно — км. Нас особенно интересует размещение на этой карте венедов. Они упомянуты дважды и оба раза на север от Дуная.

    То обстоятельство, что венеды помещены на карте как бы на берегу Балтики, нас не должно смущать, т. Следовательно, речь идет не о Балтике где мы знаем венедов по другим источникама о северном пределе знаний Кастория, проходившем невдалеке от Дуная и его левых притоков. Сармизегетуза Ульпия ТраянаАпулия и Поролиссо конечный пункт римской дороги. Эти города расположены на Мароше и в верховьях Тисы. Следовательно, славяно-сарматскую область мы должны искать в долине Средней Тисы. Славянские колонисты находили здесь плодородные возделанные поля и хорошие пастбища, привлекавшие всегда в Потисье и кочевников. Вторым местом на карте, где были указаны венеды, были низовья Дуная. Венеды помещены здесь на север от Дуная, между ним и небольшой речкой Агалингом совр. Когильникомвпадающей в Черное море. Расстояние от Дуная до Когильника около км. Агалинга до острова Певки всего км. Наличие славян-венедов в низовьях Дуная и в бассейне Тисы накануне вторжения в эти области готов, а затем и гуннских полчищ очень интересно и объясняет многое в позднейшей истории Подунавья в гунно-аварское время. Резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в свое время создала приднепровские сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья — обнаруживается со II в. Находки римских монет говорят о возобновлении торговых связей. Количество кладов с монетами и объем серебра резко возрастают в эпоху императора Траяна 98— гг.

    Рыбаков Борис - Рождение Руси

    Южные греческие города Причерноморья, через которые некогда велась хлебная торговля, тоже вошли в империю. В пользу возобновления славянского хлебного экспорта во II—IV вв. Создание новых исторических условий и новой благоприятной конъюнктуры связано с деятельностью императора Траяна.

    рыбаков история княжеств

    Разрушительное влияние сарматского нашествия было в известной мере преодолено к I в. Возобновилась в небольших масштабах торговля с античным миром, но решительным образом историческая обстановка изменилась во II в. Археологические культуры, которые ранее как-то отражали точнее — выражали этнические границы, теперь перестали играть роль этнических определителей и нередко вводят в заблуждение исследователей. Из недр днепровской в смысле значительной части бассейна среднего и верхнего течения реки зарубинецкой культуры и позднескифской культуры Нижнего Днепра рождается более или менее однородная Черняховская культура, сильно нивелированная римским воздействием. Южнее сарматских пастбищ находились разные земледельческие племена, к которым в конце II в. Рекомендуют именно эту лесостепную изолированную от причерноморского юга полосу называть Черняховской культурой сам Черняхов, давший имя своей культуре, находится именно здесь, в Киевской обл. В силу этого анализ исторических судеб лесостепной черняховскои культуры представляет особый интерес. С севера к той области, где зарубинецкая археологическая культура переросла в Черняховскую культуру II—IV вв.

    рыбаков история княжеств

    Эта область охватывала земли дреговичей, радимичей и частично кривичей и вятичей. Северной ее границей был Смоленск, а южной — Киев, входивший уже в зону черняховскои культуры как ее северный форпост. Западнославянские племена этого времени, представленные позднепшеворской культурой, испытывали натиск германцев и частично перемещались в восточном направлении. Хозяйственное и социальное развитие западнославянских земель стояло много выше, чем позднезарубинецких лесных племен и может быть сопоставлено с уровнем развития лесостепных черняховцев. Отличием является обилие оружия в погребениях западных воинов и знати, что объясняется, по всей вероятности, не только особенностью погребального обряда, но и отражает большую напряженность межплеменных отношений. Славянский мир II—IV вв. Хозяйство славян Среднего Поднепровья во II в. Здесь, в плодородной лесостепи, появилось плужное земледелие плуг с лемехом и чересломнесравненно более эффективное. Известны ямы-хранилшца, вмещавшие до 5 т зерна. Экспорт зерна в Римскую империю несомненно стимулировал развитие земледелия. Появилась новая форма размола зерна — ротационные жернова и даже специальные помещения — мукомольни, где было несколько ручных поставов; стали строить также специальные хлебные печи. Нам известен интереснейший ритуальный славянский календарь, связанный с аграрной магией. Он отмечает все дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от 2 мая прорастания семян до 7 августа жатва ; особо отмечены дни языческих молений о дожде в четыре разных срока, что свидетельствует о верных агротехнических наблюдениях славян IV в. Указанные четыре срока дождей считаются для Киевщины оптимальными и в руководствах по агрономии конца XIX в. Большой шаг вперед сделан в области ремесла: Заслуживает особого внимания форма поселений у славян лесостепи: Они напоминают позднейшие украинские села с их вольной планировкой усадеб. Важно отметить, что наряду с обычными жилищами более просторными, чем ранее вновь появляются, спустя почти лет, большие дома-огнища площадью в — кв. Дата их может быть более широкая, чем Черняховская эпоха, но в пользу существования валов в это время говорят два факта: Создание большой оборонительной системы может говорить о появлении государственного начала.

    Быт лесостепной знати известен нам не во всех подробностях, но все же достаточно хорошо. Знать — князья, дружинники а, может быть, и купцы? Среди большого количества римских монет, спрятанных в землю в момент опасности много кладов было зарыто во время прохождения готов через славянские землипредставляют интерес местные подражания римской чеканке, а также нахождение ранних монет в составе значительна более поздних кладов. Это может говорить, по мнению исследователей, о длительном денежном обращении. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений. Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Расцвет Киевской Руси XI — начало XII в. Феодальный замок XI—XII вв Народные массы. Отрывок из книги Советская историческая наука не сразу нашла верный путь к решению важнейших вопросов истории Киевской Руси и княжеств XII—XIII вв. При этом необходимо заметить, что подобное говорится об ученом, до выхода в свет данной книги более 50 лет жизни посвятившем изучению домонгольской Руси в качестве археолога источниковеда, знатока древнейших культов, этнографии и фольклора. Если к сказанному добавить, что Б. Рыбаков является автором фундаментального исследования по истории дохристианской культуры и верований славян "Язычество древних славян", г. Вдумчивый читатель, конечно же, поймет и по достоинству оценит доказательную силу многоплановой и логически последовательной аргументации автора в отношении сложнейших исторических проблем, по которым в современном российском обществе до сих пор нет единого о них представления, в частности, по вопросу о варяжском происхождении русской государственности. По всем основным положениям своей исторической концепции, которые и сейчас вызывают острые до непримиримости возражения оппонентов, в книге даны подробнейшие обоснования и разъяснения автора, не склонного обходить молчанием явные противоречия в источниках или недостаточность данных археологических исследований, - но разве Б. К моменту нашествия русские княжества достигли очень высокого уровня культуры, участвуя наравне с самыми передовыми странами в строительстве европейской средневековой культуры. Поэтому при рассмотрении исторических судеб славянства следует учитывать такой давно установленный рубеж, как татарское нашествие, хотя он и разрывает единую в социологическом смысле эпоху феодальной раздробленности.

    Этот историк — киевлянин Нестор, монах Печерского монастыря, одного из главных культурных центров тогдашней Руси. Он был и летописцем, историком в нашем смысле слова.

    Войти с помощью:

    Добавить комментарий

    Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

    Вы ввели некорректные логин или пароль

    Войти с помощью:
    Извините, для комментирования необходимо войти.

    Выбираем лучший флагман на текущий момент

    Результаты

    кировские лодки пвх купить в перми Загрузка ...

    Keddr в социалочках



    Modal box

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: